PRO.ПОЗИЦИЯ — Королевский
LOGO400

Цели фестиваля:
встреча преданных своему делу профессионалов, единомышленников и друзей,
готовых вместе говорить о движении, и реализовываться в творческой среде.

Участники фестиваля:

Жюри фестиваля:

Катя Ганюшина: Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова. Изучала современное искусство в Лондоне в рамках совместной программы аукционного дома Christie’s и Университета Глазго. Получила магистерскую степень по истории и кураторству современного искусства. Основательница и главный редактор roomfor.ru, переводчица. С 2016 года автор и постоянный лектор курса по современному танцу в Государственном центре современного искусства. Автор серии межпрограммных передач о современном танце на Радио Культура и Радио России — «Азбука современного танца». В качестве куратора создает и организует резиденции и показы танц-художников (резиденция “Руза 2017”, блок “Современный танец” выставки современного искусства “Здесь и сейчас” 2018). В рамках образовательной программы к выставке Тино Сегала (1 августа-14 сентября 2017) создала и исполнила в Третьяковской галерее 5-часовой перформанс «Смотритель». В качестве художницы работает с форматом социальной хореографии. Участница дуэта «Бюро перформативных ритуалов», работающего на пересечении современного искусства, теории организации сообществ и корпоративной культуры. В качестве хореографа и танцовщицы работает с видео-художниками.

Татьяна Чижикова: Окончила Хореографический лицей при Институте Современного Искусства по специальности «артист балета» и Московскую Государственную Академию Хореографии по специальности «искусство хореографа». Магистр Кафедры Современной Хореографии ГИТИСа.
Хореограф, преподаватель телесных и перформативных практик, исследователь движения.
Работает в сфере гибридного искусства на стыке современного танца с другими медиа.
Художественный интерес сфокусирован на:
— документальной хореографии,
— повседневной хореографии,
— пересборке тела,
— контексте и концепции в танце.

Александр Кульков: Актер драматического театра и кино, профессор зав. кафедрой пластического воспитания. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Окончил ВТУ им. М. С. Щепкина в 1995 г. (мастерская засл. деят. искусств РФ Н. Н. Афонина), в 1997 г. – ассистентуру-стажировку в Театральном институте им. Б. В. Щукина на кафедре пластической выразительности актера.

А. Кульков – постоянный член судейской коллегии на чемпионатах России по артистическому фехтованию.

А. М. Кульков проводит мастер-классы в России и за рубежом (г. Цхинвал для актёров Государственного Юго-Осетинского драматического театра; США, летние школы при Иллинойском университете в Чикаго и Колумбийском университете в Нью-Йорке; Республика Корея – в Школе Станиславского при Сунгсильском университете и Корейском Национальном университете искусств, в Японии в школе joko).

О фестивале:

   Театр юного зрителя из подмосковного города Королев провел первый фестиваль пластической драмы «PRO.позиция».
Танец, пластические эксперименты, синтетические формы театрального искусства, творчество, выходящее за границы классического психологического театра — вот что стало основой программы, которая была показана в начале октября на сцене ТЮЗа.

В течение пяти дней на сцене ТЮЗа показали свои спектакли коллективы из Москвы: Лаборатория физического театра, арт-проект «Кое-кто», театр неслышащих актеров «Недослов», режиссер и хореограф Татьяна Чижикова. Сам королевский ТЮЗ представил «пластическую фантазию» о приключениях Карика и Вали по книге писателя Яна Ларри.

«Пластический спектакль есть в репертуаре многих театров. А танцы и отдельные номера практически в каждом. Все активно используют пластику, как основное выразительное средство. Целые спектакли решаются с помощью активной совместной работы режиссера и хореографа. Но при всей своей востребованности, заслуги театрального хореографа не оценены по достоинству и такое явление, как танцующие актер, не названо и не изучено.  Даже в фестивале Золотая маска нет номинации Лучшая работа хореографа в драматическом спектакле. Художник, осветитель, композитор есть, а театрального хореографа нет. И это несправедливо. Мы станем популяризаторами пластической драмы. Мы хотим, чтобы зритель полюбил этот жанр, разбирался в нем и главное осознанно искал встречи с ним», — рассказал о миссии фестиваля один из его организаторов — директор ТЮЗа Ярослав Ермаков.

«При выборе участников, мы исходили из своего желания показать разноплановость применения пластики как основного выразительного средства постановки», — пояснила идейный вдохновитель фестиваля «PRO.позиция», хореограф ТЮЗа Анна Карпухина.

Независимая театральная компания Лаборатория физического театра показала спектакль «Дорога», основанный на синтезе техник физического и психологического театров. Это философско-пластическая история о пути, который возникает под шагами идущего, о выборе и обретении себя — идея и постановка Лидии Копиной.

Хореограф и режиссер Татьяна Чижикова представила феерический танцевальный перформанс «Ударница», который в этом году был показан на фестивале «Золотая маска».  Это история человека, сражающегося с болью, ударами судьбы, окружением и несвободой, созданная в соавторстве с драматургом Анной Семеновой Ганц. Татьяна также выступила в роли члена жюри на фестивале «PRO.позиция».

Фантазию на тему классики представил московский арт-проект «Кое-кто». В рамках пластического спектакля «Чайка» по пьесе Антона Чехова режиссер Виктор Нижельской попробовал приоткрыть завесу тайны и показать, что происходит с героями в те моменты, когда автор не показывает их жизнь на страницах пьесы. Чеховские герои на этот раз объяснялись не столько словами, сколько языком тела. Любимцами публики стали Валерия Чорненькая, исполнявшая роль Ирины Николаевны Аркадины, и Павел Максименко, сыгравший ее сына Константина Треплева.

Театр неслышащих актеров «Недослов» представил спектакль о страстной любви и жажде свободы «Воля вольная» по мотивам рассказа Максима Горького «Макар Чудра». На сцене были выпускники Российской государственной специализированной академии искусств, специализирующейся на обучении студентов с ограниченными физическими возможностями. Режиссер Елена Бидная с первых минут погрузила зрителей в атмосферу свободолюбивого цыганского табора и в ярких красках и эмоциях рассказала историю вольнолюбивой цыганки Радды  (Ирина  Христова) и Лойко Зобара (Ермек  Жаслыков), оставив на последок нотку грусти и поэтической тоски по трагически оборвавшейся великой любви.

Завершился фестиваль пластической фантазией Королевского ТЮЗа «Необыкновенные приключения Карика и Вали» в постановке хореографа и режиссера по пластике Анны Карпухиной и художественного руководителя и режиссера театра Ярослава Ермакова. Увлекательная история по мотивам знаменитой повести Яна Ларри познакомила юных зрителей с удивительным миром насекомых.  За 55 минут герои успели полетать на стрекозе, побывать в травяном лесу, заглянуть в глаза гигантскому пауку, спастись от богомола, поиграть в паутине и чуть не погибнуть от дождя. И, конечно же, понять, что человек — неотъемлемая часть этого пугающего и в тоже время прекрасно-гармоничного мира природы. На глазах у зрителей артисты превращались в кроликов, лягушек, всевозможных насекомых, явления природы, растения, уменьшались, снова вырастали — и все это за считанные секунды. Пластический язык в спектакле дополнен научным. Действие периодически прерывается, и профессор Енотов (Ярослав Ермаков) рассказывает зрителям о мире насекомых, по которому с риском для жизни путешествуют герои Карик (Олег Алексеев) и Валя (Анна Щавелёва). Любимицей зрителей стала харизматичная муха (Екатерина Филимонова), которая сопровождает героев и преодолевает с ними все невзгоды, заставляя зал улыбаться при каждом своем появлении на сцене.

Программа фестиваля «PRO.позиция» включала не только спектакли, но и  обмен опытом между режиссерами, хореографами, актерами в рамках круглого стола и лаборатории «Телесные и перформативные практики» под руководством Татьяны Чижиковой. В течение двух дней интенсивной работы участники познакомились с основами современного искусства, создали  свой проект и продемонстрировали его зрителю.  Все пять дней фестиваля не прекращался поиск нового современного сценического языка, формирующегося на стыке двух миров — театрального искусства и танца. Исследователь танца Катя Ганюшина, со-основатель и главный редактор Room For, прочла познавательную лекцию «Танец. Перформанс. Театр», которая стала квинтэссенцией философии современного танца.

Награждение участников прошло 6 октября на торжественной церемонии закрытия. В номинации «Профессионализм» победителем стал уникальный театр неслышащих актеров «Недослов». Диплом «За стремление»   получил Арт-проект «Кое-кто».  Дипломом в номинации «За преданность искусству движения» награждена Лаборатория физического театра. Королевский театр юного зрителя был удостоен диплома в номинации «Миссионерство».

Коллектив Театра Юного Зрителя не собирается останавливаться на достигнутом и уже готовится ко II фестивалю лаборатории физической драмы «PRO.позиция».

— Екатерина Ларина, Евгения Шмелева.

X